Тенденции развития моторных масел для легкомоторной техники: развитие технологий двигателей приносит перемены

Дэвид Ли, 10 марта 2017 года

Тенденции развития моторных масел для легкомоторной техники: развитие технологий двигателей приносит перемены

Представьте себе, как изменились автомобили за последние годы! Первое, что приходит в голову - появление передовых электронных систем, «умных» датчиков, функций помощи при вождении... Однако, важные изменения произошли и под капотом автомобиля в силовых агрегатах, что незаметно на первый взгляд.

Технология создания двигателей быстро развивается в связи с тремя факторами:

1. Требования законодательств и общества к сокращению выбросов углерода;
2. Желание потребителей снизить расход топлива в целях экономии затрат;
3. Желание иметь высокую мощность двигателя, при этом соблюдая требования предыдущих пунктов.

К 2025 году США планирует указать в Законе о среднем расходе топлива автомобилями (CAFE), показатель 4,3 литра на 100 км. Это не означает, что каждый автомобиль должен соответствовать этому стандарту, однако каждый производитель должен соответствовать этому среднему показателю по всему модельному ряду выпускаемых им автомобилей, который может охватывать разнообразные типы ТС, от больших внедорожников и пикапов до небольших гибридных машин и электромобилей. (Для сравнения, средний показатель сегодня составляет 6,8 литра на 100 км.)

Необходимость достижения лучшей экономии топлива привела к появлению новых технологий двигателей. В частности, выделяются три технологические тенденции:

Непосредственный впрыск топлива

Включает в себя впрыск топлива под высоким давлением непосредственно в камеры сгорания цилиндров, а не перед впускными клапанами. Непосредственный впрыск топлива становится все более распространенным и, как ожидается, будет доминировать на рынке в течение последующих лет. По прогнозам, уже к 2021 году на транспортные средства, оснащенные непосредственным впрыском топлива, будет приходиться 71% рынка.

Турбонаддув

Ранее использовался исключительно в гоночных и высокомощных спортивных автомобилях. По сути, технология состоит в использовании энергии выхлопных газов для увеличения мощности двигателя. Сейчас эта технология стала широко распространенной. По состоянию на 2015 год турбонаддувом были оборудованы 21% новых автомобилей и в 2025 году, как ожидается,  турбонаддувом будут оборудованы уже 80% автомобилей.

Уменьшение рабочего объема двигателя

Некоторые двигатели планируется уменьшить до объема 1 литра. Подобный двигатель станет настолько компактным, что поместится в дорожном чемодане. В свою очередь, это даст уменьшение массы как двигателя, так и полной массы автомобиля и, как следствие, позволит дополнительно улучшить топливную экономичность. При этом важно, что такие двигатели не потеряют в мощности. Новые шестицилиндровые двигатели по мощности станут эквивалентом прежних восьмицилиндровых двигателей, а современный четырехцилиндровый двигатель будет обеспечивать такую же мощность, как когда-то имел шестицилиндровый двигатель.

 

Во всех новых технологиях зачастую обнаруживаются проблемы, которые решаются со временем. Это относится и к технологиям двигателей. При разработке более экономичных двигателей без ущерба для их мощности производители столкнулись с эффектом LSPI (преждевременное воспламенение смеси в цилиндре). Такое нежелательное и неконтролируемое преждевременное воспламенение может серьезно повредить двигатель с течением времени. Это явление приводило к многочисленным гарантийным претензиям и, как вы можете себе представить, огромной проблеме, которую OEM-производители признали во всем мире и работают над ее решением совместно с Американским институтом нефти (API) и крупными производителями смазочных материалов, включая корпорацию Chevron. Явление LSPI во многом является результатом объединения сразу нескольких технологий и приводит к тому, что двигатель работает при большой перегрузке. Поэтому, для обеспечения улучшенной защиты необходимо моторное масло с более эффективными рабочими свойствами.

Двигатели компактного размера, оснащенные непосредственным впрыском топлива, и двигатели с турбонаддувом работают при повышенных температурах, испытывают большую нагрузку и имеют более высокую отдачу мощности; что означает - масло должно работать намного эффективнее для защиты важных деталей двигателя. Именно поэтому мы наблюдаем серьезное развитие в области моторных масел для новых типов двигателей. OEM-производители требуют использовать более низкую вязкость масла, потому что оно обладает меньшим трением или сопротивлением жидкости, а следовательно, обеспечивает лучшую экономию топлива. Хотя масла категории 5W-30 в настоящее время наиболее популярны на рынке, эта тенденция уже начала изменяться. Прогнозируется, что к 2025 году уровень вязкости 0W (в настоящее время лишь несколько процентов от общего спроса на моторные масла для легкомоторного сегмента техники в Северной Америке) уже составит примерно 35% от общего спроса в Северной Америке.

В следующих статьях мы более подробно рассмотрим синтетические моторные масла.

A Chevron company product © 2018 Chevron. Все права защищены. Все торговые марки принадлежат Chevron Intellectual Property LLC или их соответствующим правообладателям.